Loading...

Особенности функционирования средств массовой информации Эквадора в первом десятилетии XXI века

Bachelor Thesis 2015 65 Pages

Communications - Journalism, Journalism Professions

Excerpt

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. СМИ ЭКВАДОРА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА
1.2 . Панорама масс-медиа ПЕРВОГО десятилетия XXI ВЕКА

Глава 2. СМИ Эквадора В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНСТВА Рафаэля Корреа
2.1. ОтношениЯ правительства с эквадорскими СМИ
2.2. Государственные средства массовой информации И ПРЕЗИДЕНТ КОРРЕА

Глава 3. Особенности национальных законодательств о средствах массовой информации в Эквадоре
3.1 Новая конституция 2008 Г.
3.2 Закон о Коммуникации 2013 Г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Интернет-источники

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Эквадор, несмотря на относительно небольшую территорию и население, занимает видное место в системе средств массовой информации Латинской Америки. В стране периодическая печать развивается с конца XVIII века. Эквадор, в силу своего географического положения концентрирует торговые пути, идущие с юга континента к Панамскому перешейку. Эквадор сыграл заметную роль в период освобождения Латинской Америки от колониализма, публицисты и журналисты страны весьма заметны на континенте.

С приходом к власти президента Рафаэля Корреа в 2009 г., Эквадор стал играть более заметную роль в силу самостоятельной внешней политики и ряда внутриполитических преобразований, направленных на ограничение безраздельного господства олигархического капитала. Тем самым положение и роль СМИ в период преобразований в стране приобретает большое значение и вызывает интерес исследователей.

Хронологические рамки исследования охватывают первое десятилетие XXI века, поскольку именно в этот период Эквадор пережил значимые события: острый финансовый кризис и смену политического дискурса.

Теоретико-методическая база работы. Труды российских и советских исследователей-латиноамериканистов явились методологической основой данной дипломной работы. Анализируя избранную тему, автор применил системный подход, означающий рассмотрение особенностей функционирования СМИ страны в контексте исторических, экономических, культурных процессов.

Степень разработанности темы. Средства массовой информации Эквадора являются предметом исследования, прежде всего, эквадорских авторов таких, как Г. Абад, А. Альфонсо, М. Айала, Г. Иш, Е. Мора, М. Пунин, которые уделили внимание проблемам эквадорских СМИ в контексте демократизации и преодоления зависимости от крупного капитала. Американские исследователи Н. Каулдри, Дж. Каррен, Дж. Дрис, Ч. Лейтон также посвятили СМИ Эквадора ряд работ, трактующих проблемы эквадорских масс-медиа с точки зрения, типичной для североамериканских авторов. Российские авторы В.В. Сбруев, Г.Н. Пашков, Н.Н. Марчук, В. Листов, Е.А. Ларин, С.П. Мамонтов, Н.Е. Расторгуева прежде всего, исследуют проблемы латиноамериканских СМИ, политики, экономики, культуры в целом, Эквадор в их работах не занимает центральное место.

Научная новизна работы обусловлена тем, что, несмотря на упомянутые выше труды, современные СМИ Эквадора не стали предметом специального исследования, написанного на русском языке.

Целью данной дипломной работы является изучение особенностей функционирования системы СМИ Эквадора в первое десятилетие XXI века в контексте экономических и политических процессов, происходящих в стране, а также в тесной связи с мировыми информационными тенденциями.

В связи с поставленной целью задачами данного исследования является:

во-первых, изучение системы СМИ Эквадора на фоне экономического кризиса, охватившего страну в конце 1990–х – начале 2000-х гг;.

во-вторых, рассмотрение особенностей функционирования СМИ страны в период президентства Р. Корреа;

в-третьих, проследить изменения, происшедшие в законодательстве Эквадора в вопросах, касающихся СМИ страны, чтобы выяснить современные тенденции.

Объектом данного исследования являются средства массовой информации Эквадора в указанный период.

Предметом исследования дипломной работы являются экономические, политические и медийные процессы, определяющие в указанный период особенности функционирования СМИ страны.

Цели и задачи исследования определили его структуру. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. СМИ ЭКВАДОРА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1.1 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА

В последние десятилетия в Эквадоре произошел ряд, определивших современное состояние страны, общества, СМИ. Так, в конце XX века, между 1997 и 2001 годами развился один из самых серьезных банковских кризисов, который имел существенное влияние на политическое, экономическое и социальное положение в стране.

В XX веке национальный банк Эквадора имел средний темп роста, однако в конце этого века он оказался в положении технического банкротства. В тот момент многие финансовые учреждения, такие как банки и инвестиционные фонды, потерпели крах и начали восстановление или реструктуризацию (согласно Закону о перераспределении в экономической сфере налогово-финансового сектора от 1 декабря 1998 года), который в настоящее время уже не действует. Вышеупомянутые учреждения в большинстве своем закрылись по причине некомпетентной или коррупционной администрации.

Кризис проявился в тотальном росте общей безработицы, неполной занятости и бедности. Общая безработица увеличивалась в трех главных городах страны: с 8 % в 1998 г. до 17 % в середине 1999 г., в то время как доля бедного населения городов выросла с 36 % до 65%. Кризис привёл и к росту международной миграции: по крайней мере 800 тысяч эквадорцев покинули страну начиная с 1998 года. (Рис.1)

Под угрозой гиперинфляции из-за нестабильности и спекуляции государство провело официальную долларизацию экономики в январе 2000 года. Данные действия не предотвратили отстранение от власти действующего тогда президента Хамиля Мауада, последующие правительства поддержали долларизацию с целью стабилизации и восстановления экономических показателей.

Эквадор в 2000 году считался, без преувеличения, самым коррумпированным государством Латинской Америки. Страна проходит последнюю декаду XX века и первую XXI века с глубокой политической нестабильностью – за менее, чем одну декаду в отставку уходят три президента, происходят полдюжины государственных переворотов или их попыток. Кульминацией всего этого стал не менее тяжёлый экономический кризис с откатом уровня жизни и обильной эмиграцией заграницу.

В 2005 году валютные переводы эмигрантов из других стран дают 6% национального бюджета страны, и этот процент увеличивается за два следующих года. Банковский кризис трехлетия 1999-2001 гг. знаменует глубокие связи между финансовой сферой и основными секторами экономики страны и имел тяжёлые последствия. При этом кризисе закрываются многочисленные банки, среди самых значимых − «Филабанко» и «Банко дель Прогресо».

Они были двумя основными банками в конце прошлого века, когда в 2009 г. Центральный банк Эквадора сообщил о закрытии 33 банковских учреждений. В этот период в Эквадоре растут риски в деятельности независимой журналистики при том, что в стране сохраняется достаточно высокий уровень свободы самовыражения.[1]

Кризис конца ХХ века показывает, как средства массовой информации могут быть систематически использованы для защиты нелегальных финансовых интересов ряда лиц.

Это устанавливают, например, два известных североамериканских журналиста Мари Вальтон и Чарльз Лайтон, которые проводят в начале XXI века исследования по эквадорской журналистике для фонда «Knight». Ниже представлена выдержка из их отчёта:

Самое серьезное препятствие для развития журналистики в Эквадоре состоит в том, что все средства массовой информации находятся в руках олигархии и основных политиков страны.

Эквадор не соответствует американскому или европейскому понятию демократии. Страна контролируется группами и монополистическими организациями, которые могут создавать взаимные связи между банкирами, адвокатами, предпринимателями, политическими партиями и собственниками.

Большинство групп влияния представляли на сельскохозяйственные компании, но недавно были вытеснены банковскими и финансовыми секторами. Собственники СМИ в Эквадоре не действуют как представители демократического общества. Они используют СМИ для защиты собственных интересов и интересов своих друзей, а иногда для борьбы с конкурентами.

Многие эквадорские репортеры рискуют потерять работу, если напишут критический материал о каком-либо человеке или учреждении. У журналистов нет профсоюзов, которые защищали бы их или боролись бы за более высокие оклады.

Хотя проникновение иностранного капитала в эквадорские СМИ сравнительно незначительно, зависимость от глубоко коррумпированной банковской системы, напротив, наиболее ярко проявляется в эти годы.

Результат банковского землетрясения в этом контексте выступает хорошим уроком.[2] В 2000 г. закрывается газета La Razon в Гуаякиле, появившаяся в 1965 г. и являвшаяся в семидесятые годы одной из наиболее популярных в стране. Издательство ослабело ещё в 1985 г., перейдя в руки финансовой группы братьев Исаиас − Вильяма и Роберто, которые также владели радио- и телевизионным каналом Si TV. Кризис «Филанбанко» − основного кредитора группы, затаскивает газету в пропасть.

Другое крупное объединение СМИ, принадлежащее Фернандо Аспиасу, владеет старейшей газетой страны – El Telegrafo в Гуаякиле, а также радиостанциями El Telegrafo, Радио La Prensa и каналом телевидения Telecentro. Фернандо Аспиасу Семинарио был управляющим директором El Telegrafo с 1996 по 2000 гг. Скандал с «Банко дель Прогрессо» − владельцем группы, оказывающим поддержку 3,5 миллионами долларов кандидатуре Хамиль Мауада (1999-2000 гг.), приводит к переходу банка под внешнее управление Агентством гарантии вкладов. Газета-ветеран со 180 рабочими, которая в течение десятилетий была ежедневным семейным классическим чтением читателей либеральных взглядов, чахнет в конце XX века в руках олигархии, его тиражи падают, издание теряет примерно 20 000 - 25 000 $ ежемесячно.

Даже несмотря на свои офисы с ценными архивами, газета становится малопривлекательной для частного сектора. Кроме того, газета активно используется во время скандала с «Банко дель Прогрессо», настраивая друг против друга города Гуаякиль и Кито: − «За всеми проблемами банка стоит правительство для разрушения приморского города».

В других медиа-группах также стала заметной зависимость от банков. Например, Севальос-Бальда из Манты, владеющий газетой El Metropolitano через «Банкомекс», исчез вскоре после кризиса, а группа Эгаса Грихальва из «Банко дель Пичинча» владела каналом «Teleamazonas» и издательством журналов Mundo, Gestión. Diners – владелец сети залов Inmocines рекламного агентства Дельта и акционер газеты Hoy в Кито. Группа Eljury с банком «Банко дель Азуай» − владелец ETV Telerama. И даже самая влиятельная группа страны, гораздо менее затронутая кризисом, − El Comercio − хороший пример связи СМИ с банками, в данном случае «Банко дель Пичинча».

Эта газета и банк были основаны в 1906 году. Издательскую группу возглавляет Гвадалупе Мантилья − главный акционер банка. Эта группа принадлежит к одной из самых известных журналистских семей Латинской Америки – Мантилья. К их СМИ относятся утренняя El Comercio, вечерняя Ultimas Noticias, такие журналы, как Líderes и Familia, а также широкая сеть радиостанций, объединенных в семейство «Эквадор Радио». Возглавляет группу Радио Кито, с акциями в агенстве Servipublicidad.[3]

В стране существует, конечно, антимонопольное законодательство, или законодательство против доминирующих публичных организаций − радио и телевидения. Закон о Радиовещании и Телевидении от мая 1995 года защищает средства массовой информации против спекулятивных сделок, но на практике редко применяется вследствие изобилия фиктивных предприятий или владения третьих лиц.

Кроме этого для владения СМИ Эквадора характерно и непрерывная смена собственников, и фиктивные сделки в обход законодательства, такие как процесс концессии/возврата (фирма с концессией отказывается от неё, и она переходит к государству, в то время как продаются технические средства другому предприятию, которое может получить новую концессию).

Политическая нестабильность кроме того подразумевает непрерывные изменения в составе государственных органах контроля, ограничения их деятельности. Широко распространенная убежденность в том, что в стране существует высокий уровень коррупции, предполагает, что каждый политик, положа руку на сердце, обещает сражаться против нее.

Однако, с приходом к власти, эти обещания растворяются или игнорируются. Соучастие в незаконных деяниях многих представителей властей и большого числа судей, означает необходимость для прессы борьбы против коррупции, часто в одиночку и безнадежно. Автор передовой статьи газеты El Comercio признаёт это: «Пресса в общем не может сделать ничего больше. Необходимо создать специальную прессу, специализирующуюся на антикоррупционной борьбе, чтобы не дать умереть с голоду разоблачителям выходящей из берегов изобретательности банкиров и их сотрудников для усыпления публичного контроля, педергивания фактов, продажи интересов поколения и нарушения законов»[4]

Имеются также более позитивные высказывания. По мнению Хорхе Виванко: «Пресса в Эквадоре, несмотря на полученные удары, сохраняет свою этическую роль и остается инструментом морали и бдительности.

Народ доверяет серьезным СМИ, умеет идентифицировать тех, кто выполняет свои обязанности в поисках правды; для того, чтобы говорить ее без страха получить увечья, руководствоваться патриотизмом и, не подчиняясь давлению, встречать лицом к лицу судебные или полицейские преследования политиков и властей/.../Невозможно утверждать, что действия, заявления с целью защиты законности, которые осуществили нескомпрометированные средства информации, были бы полностью бесполезны.

Правда звучала и для органов власти, и для общества, собравшимся на митинги, возмущенно требуя санкции и реформы/.../Редко в истории мировой журналистики средства массовой информации играли такую важную роль, особенно с моральной точки зрения».

Банковский кризис выписывает длинный счет не только СМИ, но и всей стране. Банковский кризис длится в течение всего первого десятилетия XXI века.

В конце 2005 г. считалось, что сумма банковских долгов доходит до 8 миллиардов долларов − эквивалент годового бюджета государства или половины внешнего долга, согласно утверждению президента Агентства по страхованию вкладов.[5]

Эквадорская информационная система, и прежде всего телевидение, утратила доверие аудитории в течение всего кризиса. Братья Исаиас − Роберто и Вильям, которые убежали от страны в самом начале кризиса, использовали свой телеканал для защиты своих интересов, отрицания очевидного и нападок на конкурентов. Особенно не повезло группе Egas, которая пыталась контратаковать с помощью канала Teleamazonas. Вмешалась также и группа Aspiazu с Telecentro (см. Таблица 1 - Сопоставление эквадорских банков и СМИ (1999-2011).

Много журналистов потеряли репутацию из-за продолжения явной поддержки интересов банковских групп. Другие со своей независимостью потеряли должность. Например, Роберто Агилар − журналист в El Comercio, был уволен в 2008 г. после статьи “Создатели трудоустройства” от 19 апреля, критикующей экономическую власть.

Журналист описывал это так:

« Я был изгнан из газеты из-за того, что выразил мнение, которое просто было каталогизировано как 'неуместное'. В течение пятнадцати дней я потребовал предоставления мне весомых аргументов для принятия решения о моей отставке:

Я солгал? подделывал правду? преувеличивал? Не было журналистского аргумента, чтобы дискредитировать мою статью как 'неуместное' мнение. Тогда нужно понимать, что это было 'неуместно' для коммерческих связей и политики Гвадалупе Мантилья (Абат, 2010).

1.2 . Панорама масс-медиа ПЕРВОГО десятилетия XXI ВЕКА

Печатные издания

В данный период в Эквадоре выпускается примерно 35-38 газет. Из них дюжина выпускающихся в Гуаякиле и Кито распространяется на всю страну, около двадцати региональных или провинциальных, издаваемых в таких городах как Куэнка, Мачала, Лоха, Ибарра, Риобамба имеют более одного названия. Некоторые издательства, особенно печатающие в Кито популярную газету La Hora и El Diario в Portoviejo, начали политику местных или провинциальных изданий.

Газета El Diario предпочитает разные названия в каждом городе (La Marea в городе Манта, Centro в Санто Доминго и т.д.), так как в густонаселенной провинции Манаби почти три миллиона жителей.

В некоторых регионах появились небольшие группы масс-медиа более ограниченной области, например, El Grupo Norte в Имбабуре. Это утренняя газета Diario del Norte, радиостанция Радио Noticia и канал на телевидении TVNorte. В Лохе радиостанция Радио Centinela также выпускает свою газету Centinela.

Однако, процент читающих очень низкий, и постепенно снижается в течение почти всей декады вследствие экономического спада. К 2009 г. наблюдается рост спроса на издания, и доходит до 900 000 ежедневных копий. Нет точных данных по выпуску печати, и это значительно затрудняет дать оценку её развитию и распространению. Самой распространённой газетой продолжает считаться El Universo в Гуаякиле с 500 сотрудников, за ней следуют El Comercio и набирающая популярность La Hora в Кито.

Вечерняя Extra в Гуаякиле является весьма популярным таблоидом, несмотря на то, что её реальный выпуск не достигает и 100 000 копий. Издательство газеты Hoy один из новаторов последних лет в стране, а Edimpress печатает с 2002 года Metro − первую бесплатную газету эквадорской столицы, сегодня также с изданием в Гуаякиле – Metroquil. Конкуренцию изданию Метро пытаются составить и другие бесплатные издания, например, La Calle в Гуаякиле.

Хотя число газет остаётся на прежнем уровне и процесс роста заголовков более медленный, чем в других латиноамериканских странах. Заметна растущая популярность жёлтой прессы.

Католическая церковь сегодня редко появляется в ежедневной прессе − не так как на радио. Однако, епархия города Ибарра основала и владеет местным изданием La Verdad, которое в сущности является католической газетой. Также в Эквадоре нет изданий, специализирующихся на экономике или спорте, как у других латиноамериканских соседей.

Это вызвано слабостью рынка. В 1990 г. появилось двухнедельное издание El Financiero, которое в 1995 г. превратилось в еженедельник. Сейчас имеет около 15 000 подписчиков. Группа Editores Nacionales с главными офисами в Кито обладает заслуженным журналом Vistazo − главным еженедельником страны, появившимся в 1957 году, а также различными журналами как Hogar, Estadio или Generación XXI.

Наряду с газетами в Эквадоре печатаются более сотни еженедельников или районных журналов, выходящих дважды в месяц, и сотня журналов, за исключением небольших брошюр . ( Таблица 2. Сводка эквадорских печатных изданий 2002-2010гг.)

Радиовещание

Радиовещание продолжает быть основным сектором коммуникаций в Эквадоре. Это проявилось в апреле 2005 года, когда Радио La Luna − маленькая независимая радиостанция в Кито, выступила против президента Лусио Гутиеррес, что оказалось весомым фактором в его отстранении от власти.

Радио действительно играет важнейшую роль в Эквадоре со времени его создания. С 1931 года началось вещание La Voz de los Andes – бесспорно, главной евангелической радиостанции в Латинской Америке в течение многих лет. Радиостанции в Кито вещали с 50 киловатт в диапазоне OM и на FM с 8 киловатт. В других провинциях существовали локальные радиостанции для покрытия всей страны.

Программы велись на испанском и кечуа. Католическое радио, поддерживаемое протестантским движением, имело очень заметное влияние прежде всего в группе Радио Católica Nacional. Эта группа была собственностью Конференции Епископов с более чем 15 радиостанциями в практически всех значимых городах Эквадора: Куэнка, Риобамба, Мачала, Ибарра, Портовьехо, Хипихапа, Латакунга, Амбато, Санто-Доминго, Гуаякиль и Кито. Вещание в большинстве своем велось на FM, хотя Кито, Гуаякиль и Санто-Доминго располагли также радиостанциями на Средних Волнах.[6]

Кроме этих существуют многочисленные небольшие приходские радиостанции, поддержанные прежде всего религиозными мотивами или викариатом. Хочется отметить, что на архипелаге Галапагос вещают до 3-х городских радиостанций на нескольких островах.

В Гуаякиле, кроме религиозных радиостанций епископальной конференции, вещает Радио María Ecuadoremisora. Это радио обладает станциями в различных городах (Макас, Нуэва Лоха, Олон, Пастаса, Ибарра и др.) для создания аудитории по всей стране, например, радио San Francisco францианского ордена и радио Filadelfia.

Радио Maria Ecuador имеет собственную радиостанцию в Кито, где в общем вещают 6 католических радиостанций. Среди них присутствуют Институт Radiofónico Fe, радиошкола Alegria, и францианское радио Jesús del Gran Poder, имеющее также короткую волну.

В общей сложности, более чем 90 радиостанций дают католическому эквадорскому радио большую значимость, намного больше, чем в большинстве латиноамериканских стран. Евангелической церкви принадлежат 30 радиостанций, а одна принадлежит религии Бахай.[7]

Самая распространённая сеть радиостанций − Cadenar, инициалы Эквадорской сети радиовещания, главная радиостанция которой Радио Sucre из Гуаякиля. Также вещаются радио в Кито, Амбато, Мачале и Портовьехо.

Сеть поддерживает несколько стилей радиостанций, такие как стиль Dos поп-музыки, Qpido − романтического настроя, и общие стили. В конце 2001 года группа, которую возглавляет Висенте Арроба Дитто, создала канал телевидения Sucre TV, вещающий на всю страну. Раньше, в июне 1999, группа создала Радио Sucre Nueva York для эквадорской аудитории в североамериканском городе. (таблица 3 Сводка обзор радио 2009)

Фактор интенсивной эмиграции развивает интенсивную интернет-коммуникацию, предоставляя большую роль радиостанциям всемирной паутины.

Некоторые интернет-станции в районах массовой эмиграции это новый путь и способ получения прибыли многих эквадорцев.[8]

Общественное радио не достигло в Эквадоре такого развития как в других странах Южной Америки. Частично это произошло из-за роли католического радио, но прежде всего из-за накладывающихся на него явных ограничений.

В 1995 году был принят закон о регламенте радио в Эквадоре.[9] Очень интересный пример − радио Chaguarurco, которое имело международную поддержку организации Intermon.

Потребовалось 80 000 долларов для его основания в 1995 году. Радиостанция внесла большой вклад в сельское развитие. Или же другой пример − католическая радиостанция Latacunga, основанная в 1981, и частично финансируемая католической бельгийской церковью до 1998 года.

У радио, кроме того, был всегда сильный обучающий компонент в стране.

В Риобамба находятся общественные радиотелефонные школы Эквадора, с радиостанциями - школами на средней волне, с частотной модуляцией и короткими волнами, что сильно изменилось по сравнению с начальной подготовкой обучения радиограмоте в 1962 году.

Кито в свою очередь является резиденцией Латиноамериканской Ассоциации Радиотелефонных Школ, ALER.

Число радиостанций очень высокое. Согласно Министерству надзора за теле- и радиокоммуникациями − Supertel, в конце 2004 г. существовали 287 радиостанций на средней частоте и 487 на модулярной частоте − числа заоблачные для страны в 12 миллионов жителей и со скромной рыночной ситуацией.

Представление данные Conartel на 2009 год могут содержать поправки, значительно изменяющие это число.[10]

Появление общественного телевидения

Эквадор до 2008 г. был одной из двух южноамериканских стран без государственного телевидения (вторая - Парагвай). Реальность такова, что частное телевидение было сравнительно старым - пять вещающих в 2005 году каналов создавались в шестидесятых-семидесятых годах XX века. Эти каналы имели хоть и очень широкую аудиторию, но в основном эфир посвящали бездумным развлекательным программам.

Канал Ecuavisa – самый старый представитель эквадорского телевидения, был создан в шестидесятых годах (1967), и имеет наибольшую аудиторию. Такой рейтинг позволяет каналу иметь обычно около 12 -15 программ среди 20 наиболее популярных в стране. Но эфир состоит в основном из сериалов или версий такой теле-ерунды как «Большой Брат». Канал Teleamazonas начал вещание в 1974 году.

Главные студии располагаются в Кито, но канал вещает на всю страну. Он поддерживает сотрудничество с другими каналами, как например Televisa, но его влияние на эквадорскую аудиторию низкое.

Выше в рейтинге находится более молодой канал Gamavisión (1977), который специализировался прежде всего на спорте. Каналы TC Тv (1969) и Telecentro гордятся тем, что являются открытыми каналами телевидения с большим (до 60 %) собственным производством. В 1997 году распространились в Гуаякиле, а в 2001 году – в Кито, благодаря культурным и развлекательным программам.

Телевидение бурно развивалось в 2009 г. Разнообразие местного телевидения очень широко: Ecuavisión в Риобамбе, Orovisión в Мачале, UT Телевидение в Лохе, Teleandina в Кито, Ambavisión в Амбато, Telequil в Гуаякиле. Странно лишь одно: каналы не предлагают никаких образовательных передач.

Скромный, но интересный опыт воспитательного канала представляет образовательный канал Calasancia в Сарагуро (Лоха). Некоторые из локальных каналов вещают уже давно: UV Тv создавалось в 1968, Telecosta из Эсмеральдас − в 1971, Manavisión из Портовьехо − в 1982.

В 2004 г. существовали 314 телеканалов в стране − число, стремительно растущее в последующие годы. Вероятно, этот широкий и преждевременный характер открытого телевидения объясняет скромную роль платного и кабельного телевидения в Эквадоре.

Но некоторые провайдеры (Tv Cable и Cablevision из Гуаякиля) прошли уже десятилетие своего существования. Эквадорская телевизионная панорама значительно преобразовывается в 2008 г. при появлении публичного телевидения – Ecuador TV.

Такие каналы как Gama Televisión, TC Televisión и Cablevisión перешли под государственный контроль из-за долгов своих владельцев после кризиса.

С 2006 года Telesur − латиноамериканский канал, вещаемый Венесуэлой, можно смотреть в большинстве стран. Его аудитория разделяется гораздо больше, и нет канала с более чем 20 % рейтинга.

Интернет-журналистика

Кризис основных масс-медиа и давления на журналистов толкают этих на новые изобретения. Одно из них − это цифровые издания. Они дешевы и гораздо более свободные.

Эквадорская газета Hoy была первой во всей Латинской Америке со своим цифровым изданием на испанском языке уже в 1994 году. Тем не менее, в последние годы появились превосходные ежедневные цифровые газеты, такие как Ecuador Inmediato (2004) (www.ecuadorinmediato.com) или El Ecuatoriano (www.elecuatoriano.com) с широкой информацией об эквадорских сообществах в Испании, Соединенных Штатах и других странах. В июне 2008 появляется в Кито издание Enterate Ecuador (www.enteratecuador.com), и в марте 2011 достигает тысячи публикаций.

Исчезнувшее с прилавков издание La Razon, снова появляется в 2010 году в форме интернет газеты (www.larazonecuador.com ). В 2008 году выходит интернет издание El morlaco (www.elmorlaco.com ) – спортивная газета с офисами в Куэнке. За ним в 2010 следует Studiofutbol (www.studiofutbol.com.ec).

Это надежда для граждан и общественного мнения, которые смотрят с возрастающим опасением за контролем коммуникаций большими экономическими группами.

Цифровые масс-медиа в Эквадоре всё ещё имеют мало приложений для мобильных телефонов и других типов портативных устройств. Именно здесь должны были бы быть развиты трансляции онлайн, портативные приложения для создания мультимендиа и возможность коммуникации через несколько платформ.

Понятие явления мультимедиа с использованием многообразных связанных платформ позволяет пользователю быть активной частью аудитории с его переносного устройства.

Примером служат игры, где мультимедиа — это комбинация двух или большего количества игроков в одном устройстве, или, например, текст и видео в блоге. Согласно Балестрини (2009) приложения создали некую культуру и, следовательно, играют очень важную роль в настоящей жизни, но в Эквадоре они ещё не изучены.

Реальность цифровых средств продвигается по законам бизнеса. Очевидно, что это выступает как собственное дело, нуждающееся во вложении средств. Применяемые приложения и программы могут быть бесконечны, тем не менее не существует необходимость приобретать эти тенденции в масс-медиа. Они только лишь соглашаются на уведомления, не учитывая растущую требовательность пользователя.

Пример ошибки цифровых СМИ в Эквадоре − их присутствие в социальных сетях. Они просто там зарегистрированы, но нет их активного и постоянного участия. Не существует feed-back, описанного далее. Не существуют и особых исследований в связи с причинами медленного прогресса. Однако, анализы академического образования общественных групп в Эквадоре говорят о недостаточном или отсутствия представления о цифровом окружении[11]. Если ВУЗ не формирует интернет-журналистов, то эти инициативы с трудом смогут проявляться у выпускников.

Требования журналистской фирмы не могут изменить программу обучения школ и факультетов коммуникации, хотя и все соглашаются, что всё связанное с цифровой журналистикой прекратило быть тенденцией для превращения этого в необходимость.

Отмечено, что большое количество людей сейчас имеет доступ к Интернету с мобильного телефона, планшета или ПК. По данным Supertel с января по июнь 2011 г. число выхода в сеть в Эквадоре через мобильные телефоны достигало 1,3 миллиона, а именно, 17,76% эквадорских пользователей выходили в Интернет через мобильные устройства.

Глава 2. СМИ Эквадора В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНСТВА Рафаэля Корреа

2.1. ОтношениЯ правительства с эквадорскими СМИ

Первое средство массовой информации появилось в Эквадоре в 1792 г. (это была газета “Первые плоды Культуры Кито”). Однако страна оставалась одной из немногих в Латинской Америки, для которой традиции прессы, радио и государственного телевидения были не так важны. Частные компании являлись движущей основой сектора.

До конца 90-ых годов XX века государство имело 3 радиостанции в AM-диапазоне: Национальное Радио Эквадора, Радио Дом Культуры и Радио Национальной Полиции.

Ситуация изменилась, когда государство взяло на себя ответственность над двумя важными средствами массовой информации, которые до этого принадлежали обанкротившимся банкирам. Данные СМИ изъяли в честь оплаты долгов клиентам. Поскольку государство было не заинтересовано в контроле крупных СМИ, эти две компании были переданы независимым учреждениям (в случае с ежедневной газеты El Telégrafo) или проданы частным предприятиям (в случае с телеканалом Sí TV, сегодня Канал 1).

Избрание Рафаэля Корреа президентом страны не было одобрено основной традиционной прессой Эквадора. Когда Корреа победил на президентских выборах, во всех частных секторах эквадорских СМИ сначала прокатилось чувство удивления, которое почти сразу же сменилось чувством, похожим на покорность.

Когда он принял свой первый мандат (15 января 2007 года), эквадорские средства интуитивно чувствовали к каким последствиям приведут результаты голосования и избрание Рафаэля Коррея, радикализм его антисистемных речей, с которым он победил на выборах, и его манера действовать сильно и с уверенностью в своих политических решениях.

В политическом плане и в области СМИ Корреа решил избрать этатизм как инструмент власти.

Со своей стороны, Рафаэль Корреа- новый политик, экономический технократ, отдаленный от классической модели власти (И таким образом, "морально свободный от греха", как он любит выражаться). Как только он пришел к власти, он отметил свою территорию и наметил разделяющую линию с частными СМИ.

Он объявил, что эквадорская пресса, в общем, согласно его критерию, находится на другой стороне берега, а именно, вместе с его политическими противниками.

«Пресса - противопоставление Правительское - продвижение». Этот лозунг был ясным с начала его управления, и с этой официальной стратегией началась борьба Рафаэля Корреа против СМИ.

Начало правления Рафаэля Корреа отметило радикальный сдвиг в этом направлении, и Правительство начало важное государственное присутствие в секторе, следуя двум стратегиям:

a) Административное укрепление уже существующих государственных СМИ и создание новых информационных организаций. Инвестировав порядка 10 млн $, был дан новый толчок и разработан новый дизайн ежедневной газеты Diario El Telégrafo, создан Эквадор ТВ в качестве первого общественного телеканала; модернизировано бывшее Национальное Радио Эквадора (сегодня, RPE), через его переход в FM- диапазон, а также расширено вещание Радио Дома Культуры в диапазоне AM.

б) Были взяты под контроль 12 средств связи, имеющие отношение к Группе Isaías, экс-владелеца «Филанбанка», на основе закона об Агентстве по страхованию вкладов (который защищает деньги граждан, когда финансовое учреждение закрывается).

Среди конфискованных организаций были ГАМА ТВ и ТС Телевидение[12] - СМИ, которые имеют 38,5% национальной аудитории телевизионного вещания новостей. Кроме того, перешла в государственную администрацию группа кабельного телевидения, крупнейший оператор платного телевидения в стране с 90% доли рынка, который имеет два собственных канала и один музыкальный (в частотном диапазоне дециметровых UHF); Сурател и Сатнет (Suratel y Satnet), один из четырех крупнейших поставщиков услуг передачи данных Интернета и стационарной телефонной связи Сетел (Setel); а также несколько радиостанций и редакционных агентств.

Правительство назначило новое руководство конфискованных СМИ, задача которого заключалась в контроле за новостной информацией данных станций[13], на сегодняшний день являющихся государственными.

Это решение вызвало реакцию Межамериканской ассоциации прессы (SIP). 9 июля 2008 года президент Гонсало Маррокин заявил следующее: “что никак нельзя принять, так это то, что данные информационные источники были подвергнуты издательской политике путем назначения на пост директора члена правительства (...) Данная мера всего лишь маскирует под видом справедливости политику цензуры"[14].

Данное принудительное действие произошло за два с половиной месяца до того, как Правительство выдвинуло на голосование проект новой Конституции, что было интерпретировано политическими аналитиками как новый “эффектный удар” правящего режима для способствования голосования в пользу предложенной им Конституции. Кроме того, издатели крупнейших газет отметили сомнительным фактом то, что конфискованные средства массовой информации контролируются государством в ходе избирательной кампании.

Таким образом менее чем за два года государство создало новую медиа-группу, контролирующую на сегодняшний день 17 СМИ: 5 напрямую и 12 по доверенности. В общей сумме это 4 телевизионных УКВ и УВЧ канала; 2 канала платного телевидения, 1 компания-поставщика международного телевидения, 1 национальная ежедневная газета, 4 журнала и 5 радиостанций. Хотя президент Рафаэль Коррея отметил, что Государство не будет долго управлять этими информационными предприятиями, Риккардо Патиньо, один из главных министров режима, высказался за право правительства на приобретение средств массовой информации. Политологи отмечают, что продажа Гама ТВ и ТС Телевидения не будет легкой, так как, во-первых, остаются открытыми уголовные дела в отношении государства, экс-владельцев и экс-клиентов Filanbanco; во-вторых, управление компаниями последние месяцы находилось в руках государства, и в-третьих, из-за актуальности новой Конституции, которая определяет иные законы для деятельности в данном секторе.

Стоит отметить, что одной из самых эффективных команд управления Правительства является управление коммуникацией. Правительству Корреа удалось реализовать успешную рекламную кампанию за счет постоянного появления в СМИ с целью укрепления ценностей и обещаний "Гражданской Революции».

С 2007 года постоянно крутилась официальная реклама "Гражданской Революции", благодаря которой экономист Рафаэль Корреа стал президентом Эквадора. Фразы «Гражданская Революция в движении» и «Родина уже принадлежит всем» появлялись в конце всех рекламных видеороликах, заказанных президентом или различными министерствами. Идея о радикальном и ускоренном изменении, выдвинутая нынешним правительством, повторяется во всех официальный СМИ. Кроме того, правительство ссылается на чувства патриотизма и призывает к постоянной мобилизации его последователей. Винисио Альварадо, генеральный секретарь государственной администрации, считается ключевой фигурой в области инвестирования в рекламу. Он объясняет, что рекламная стратегия Правительства делится на три части:

1. Телевизионная реклама для отчетности: что Правительство делает с деньгами людей. Особенностью этой рекламы отмечаю то, что в ней не появляется президент Корреа.
2. Коммерческая реклама с эмоциональным содержанием. Цель этой рекламы - стремление стимулировать изменения в поведении общества, в них появляется образ президента.
3. Распространение информации - это разговоры с народом по радио и по телевидению по субботам («sabatinos»), в которых президент Корреа является ключевой фигурой.

Результат доклада Инфомедиа (АО Компания Информации и СМИ) показывает, что национальное правительство является основным рекламодателем в средствах массовой информации, он занимает 6,4% от общего объема инвестиций рекламы страны.

Чтобы имеет представление о рекламных инвестициях со стороны Правительства, приведу пример: на рекламу в сетке вещания Чемпионата Мира по футболу в 2010 году было потрачено около одного миллиона долларов. "Президент подписал контракт на 900 000 USD плюс НДС, чтобы иметь рекламу во время показа чемпионата"[15].

Более 1000000 долларов было использовано для пропаганды против СМИ и журналистов и обвинению их в коррупции, воровстве, агрессии и т.д. Инвестиции Правительства в рекламу распределяются следующим образом: 4% для прессы, 71% для телевидения и 23% для радио.

Средства массовой информации в Эквадоре живут постоянной конфронтации с Правительством. В результате такой ситуации крупные работодатели СМИ стали оппозиционной группой. Президент Корреа известен своей нетерпимостью к критике, особенно идущей от журналистского сектора, на который он приклеил ярлык “диких животных”, и с которыми он по сей день ведет жестокую войну.

Для многих журналистов в Эквадоре свобода слова переживает трудные времена, в том числе Межамериканская ассоциация прессы (SIP) признается, что существует преследование прессы со стороны Правительства[16].

Эквадорская Ассоциация редакторов газет AEDEP, профессиональный союз, который объединяет печатную прессу всей страны, также выразила публичное недовольство политикой президента:

"Правительство сделало искаженное обобщение того, что СМИ отвечают интересам влиятельных групп, по той простой причине, что некоторые журналисты не разделяют их взгляды на управление государством"[17].

Стоит отметить, что AEDEP в течение последних трех лет разработал кампанию за свободу выражения мнений, основной идеей которой является уважение.

Начнем с обзора структуры и слияния средств массовой информации в Эквадоре - бизнес схемы, которая была одной из атакующей целей Правительства Корреа Дельгадо.

В настоящее время в стране существуют три финансовые группы, которые имеют решающее участие в СМИ:

1. Группа Pichincha - Egas: Банк дель Пичинча, Динерс Клуб, журналы Управление и Сохо, телеканал Teleamazonas (этот канал недавно изменил механизм своих действий) и Радио Колон
2. Группа Eljuri: Банк дель Аустро и ETV Teleramа
3. Группа Кирола Канесса: Банк де Мачала и радио и ТВ Caravana

Следующие группы не имеют четкой связи с банками, но представляют большую концентрацию СМИ:

1. Группа Alvarado- Roca: Владелец Ecuavisa и журналь Vistazo
2. Группа Tauro- Vivanco: Владельцы Diario La Hora, Кабельного ТВ, журнала Авангард и сети радиостанций Планета.

К данному списку относятся и самые традиционные газеты страны, имеющие огромнейший рейтинг: El Comercio, где также редактируют Diario Super, и Marcador y Radio City, функции которых носят развлекательный характер.

В середине 2009 года Корреа Дельгадо подписал Указ № 1793 и изменил Закон о государственной контрактной системе, в котором он запретил Государству нанимать предприятия, созданные вне страны, но находящиеся в собственности эквадорцев (“бумажные предприятия”), и таким образом нанес серьезный удар по некоторым эквадорским СМИ.

По словам Министерства Коммуникации правительства, пострадавшими являются:

1. El Comercio: 49% акций в американских Виргинских островах и Панаме.
2. El universo: также имеет акции за границей (на Каймановых островах).
3. Журнал La Vanguardia: имеет 55% в компаниях Колумбии и на Виргинских островах.
4. Diario La Hora: акции на Багамских Островах и в Великобритании.

Подписания Указ № 1793 повлекло за собой легализацию акций некоторых СМИ и возвращение на родину инвестиций, находящихся за границей.

К другим действиям Правительства, повлиявших на эквадорскую прессу, относится решение взимать 12% налога на добавленную стоимость (НДС) на импорт газетной бумаги. Ассамблея проголосовала за данный указ в декабре 2010 года.

Это действие было осуществлено в рамках 16 экономических мер по противостоянию страны мировому кризис и стимулированию отечественного производства. В случае печатных средств массовой информации стоимость ложится на плечи рекламодателей и читателей - признался Хайме Мантильа, президент Эквадорская Ассоциация редакторов газет (AEDEP).

По словам президента, данная мера позволит "раскрыть имя всех акционеров компаний, подписывающих контракты с государством, предотвратив таким образом участие родственников чиновников"[18]. Под эти действия также попадает брат президента Фабрицио Корреа Дельгадо, который не может теперь сотрудничать с государством.

Стоит отметить, что в 2012 года журналисты Хуан Карлос Кальдерон и Кристиан Зурита опубликовали хронику с названием «Большой брат» в которой, описали серии договоров Фабрисио Корреа Дельгадо с государственными десятками миллионов долларов. После этой публикации газеты El Comercio, La Hora, El Universo, перестали получать рекламу в своих изданиях.

Тем не менее, правительство перенаправило расходы на рекламу в другие СМИ, такие, как, например, Радио La Luna. Радио известно поощрением консолидации гражданского движения "Разбойник"- группы, подтолкнувшей к падению президента Лусио Гутьерреса.

2.2. Государственные средства массовой информации И ПРЕЗИДЕНТ КОРРЕА

С начала правления Рафаэля Корреа, Правительство принимает участие в конфигурации важного сектора СМИ в Эквадоре. Сектор, который в стране характеризовался недостаточным развитием и практически отсутствием государственные СМИ.

В течение двух периодов правления Рафаэля Корреа частные СМИ начали превращаться в государственные: три газеты, семь радиостанций, четыре тематических журнала и шесть телевизионных каналов, три из которых относятся к средствам массовой информации группы банкиров Isaías (речь идет о TC Televisión, Cable noticias и Gamavisión). Правительство также создало такие СМИ, как: Эквадор ТВ, Газеты Гражданина, рекламное агентство Анд.

Система общественных средств массовой информации в Эквадоре представлена 22 средствами различного происхождения и структуры, став новой властью без четких границ, пытаясь конкурировать с частными и традиционными СМИ в стране, администрация которой носит семейный и монополистический характер.

Государственные средства в Эквадоре далеки от универсальных черт, характерных для данного типа СМИ, главным образом из-за близости с организмами государства.

Конкуренция между государственным и частным СМИ неравномерна, ситуация, которая изменяет национальную повестку дня средств массовой информации, оставляет свет некоторым недостаткам и ограничивает журналистские предприятия, в частности.

Государственные средства массовой информации мирового уровня были разработаны, приняв за эталон европейскую и североамериканскую модели, созданные после Второй Мировой Войны.

В общих чертах, ее цель состоит в том, чтобы предлагать обществу информацию, культуру, образование и развлечение, стимулируя в свою очередь общественное участие[19], стремление поддержать государственные средства массовой информации в мире, что позволило консолидированию глобальных эталонных моделей, таких как BBC.

Государственные средства массовой информации должны считать главной целью информирование о темах, интересных обществу, где в предпочтении, гражданин был бы главным героем известия. В общем, государственные средства массовой информации не имеют важную аудиторию зрителей для укрепления стратегии и целей государственной рекламы, но верно также, что коммерческие СМИ не имеют творческий потенциал для продвижения новых инновационных идеи.

По мнению президента Корреа, государственные средства массовой информации должны бороться с частной прессой, которую он называет «коррумпированной", а ее работников "дикими зверями", но реальность такова, что государственные средства массовой информации остаются незамеченными.

Государственные средства массовой информации обязаны соблюдать принципы и базовые правила, так что их существование являлось бы положительным фактором для государства и общества. Таким образом, средства массовой информации, принадлежащие государству, должны иметь независимость от руководства, редакционную независимость, универсальность, прозрачность, правовую ясность, культурное разнообразие, приверженность к образованию, к науке и искусству.

Государственные средства массовой информации характеризуются множеством информации и содействием культурной идентичности[20] - процесс, в котором общественность имеет значение.

Это также обязательства, которые отличают их от коммерческих предложений, по крайней мере в теории[21]

В настоящем исследовании рассматривается вклад, который вносят в мировую модель СМИ Эквадора, в частности Эквадор ТВ, который считается общественным телевидением страны.

Campos, испанский профессор и эксперт в организации информации, изучил данные Европейской Аудиовизуальной Обсерватории, и в 2011 году пришел к выводу, что общественное телевидение составляет менее 15%; 10% - международные каналы, и частное телевидение более чем 75% медийного спектра.

В Латинской Америке в среднем на один общественный канал приходятся четыре коммерческих[22], консолидация которого нерегулярная. К тому же в Эквадоре общественная пресса - относительно новое явление, - объясняет Альфонсо.

Структура системы СМИ в регионе характеризуется корпоративной монополией. Идут разговоры о торговой системе и политическом послушании[23], административная и публицистическая политика может измениться по воли очередного правительства.

Рост показательного характера относительно общественных СМИ, который начался в Эквадоре с 2009, заслуживает исследования и подробного анализа. Исследования, которое в Эквадоре, к сожалению, практически не существует.

Присутствие и рост общественных средств изменили существенным образом картину СМИ в Эквадоре. До 2007 журналистское предприятие исключительно коммерческим и частным, почти с нулевым участием коммунитарных средств информации.

Исследование, проведенное ЮНЕСКО[24] в 2011 году, показывает, что существует лишь 0,2% общинных радиостанций, хотя радио сектор является самым крупным и старейшим в стране. Создание радио в Эквадоре датируется 1910 годом.

Система общественных средств в Эквадоре с 2012 года состоит из 22 СМИ различного происхождения и структуры. Как исторический факт, в 60ые годы XX века, вещало Национальное радио Эквадора, которое ввело понятие коммунитарного радио страны.

Сегодня это Общественное радио Эквадора. В настоящее время в Эквадоре обсуждаются цели государственных средств массовой информации. Один из них наиболее важных критиков, представитель Fundamedios[25] Сезар Рикаурте, в интервью Diario La Hora (2012) утверждал, что информация в средствах не отражает редакционную независимость, управленческую или административную.

Для Isch социалистическая пресса XXI века прошла путь от партизанской войны к военным страницам. С другой стороны, частные средства массовой информации в стране, были замечены в тесных отношениях с властью - собственность и контроль являлись определяющими особенностями журналистской культуры[26].

Наибольшее количество государственных средств массовой информации была изъяты Правительством, из-за долгов Isaias и Aspiazu[27], возникших в результате банковского кризиса в стране в 2009 году.

Кризис позволил предъявить доказательства, невидимые для рядового гражданина, сложных, но мощных отношений, связывающих СМИ с частными банками в стране, и их вмешательств в публикуемые новости.

Проведенное исследование Walton y Layton (2001) для Knight Foundation показало следующее:

Наиболее серьезным препятствием на пути к журналистской практике в Эквадоре является то, что все средства массовой информации принадлежат людям, связанным с деловой и политической элитой страны. Владельцы эквадорских СМИ не выступают в качестве гарантов демократического порядка. Они используют прессу для защиты своих интересов.

Это отношение банки / СМИ было резко приостановлено правительством Рафаэля Корреа Дельгадо.

Государственные средства массовой информации имеют следующие особенности: система эквадорских СМИ была усилена в первом периоде президентского правления Рафаэля Корреа и являлась частью его предвыборной кампании. В 2007 году был создан Эквадор TV (ECTV), который проложил начало для создания пяти средств массовой информации различных форматов, предзначений и покрытия вещания.

Создание и администрирование государственной политики в области средств массовой информации соответствует новой левой идеологии и реализовано в таких странах, как Венесуэла, Перу, Боливия и Эквадор, более известной как "социализм XXI века". Другие авторы, такие как Соуза (2010) называют ее "социализмом хорошей жизни".

Стоит отметить, что, согласно информации, на сайте Национального Секретариата по делам коммуникации (2013) по адресу www.comunicacion.gob.ec, в системе официальной информации значится: Гражданин в версиях: это печать, телевидение, радио и интернет. (Таблица 4 Государственные масс медиа Эквадора)

В Латинской Америке коммуникационная политика ведется не с учетом перспективы государства, а в зависимости от Правительства[28]. Эквадор не является исключением. Руководящие принципы, касающиеся целей и задач средств коммуникации, разработанные в рамках государственных СМИ, принимаются Национальным секретариатом по делам коммуникации (SECOM), орган, который, в свою очередь, включает в себя Секретариат по инновациям и развитию и Новым Медиа; ее уклон носит правительственный характер.

Это государственное управление обеспечивается статьей 384 Конституции Республики Эквадор, в которой устанавливается право государства на ведение государственной политики СМИ.

В случае государственных средствах массовой информации, график программ еще не особо разработано, в наилучшем случае они следуют динамике власти, с некоторыми включениями образовательных программ национального производства.

Эквадор ТВ имеет график, состоящий из 73 программ различного содержания и происхождения и включает много программ для детей. Хотя, как и коммерческое телевидение, данный телеканал не смог обойтись от международных программ, таких как Дисней. (Таблица 5 Категории и сегменты телевизионных программ ТВ Эквадор).

В стране в целом сильна культура зрелищ. Но она всегда завязана на кругах власти, которые, в свою очередь, диктуют тенденции в отношении распространяемого содержания, в частности, в новостях в прайм-тайм.

Конечным результатом является постоянный диспут, главные герои которого имеют имя. Их можно отнести к трем лагерям:

1. Правительство (Президент Республики и министерства).
2. Частные медиа (AEDEP, SIP, УНП).
3. Журналисты СМИ в целом.

Правительство и особенно президент называют коррумпированными журналистов и особенно владельцев частных СМИ. Две данные группы вместе очень прерывисто выступают за свободу слова и печати, но их усилия являются изолированными.

Ассоциация Издателей Газет (AEDEP), пользующаяся большим уважением, внесла одно из самых значимых предложений, нашедшее международный отклик. В Эквадоре постепенное наблюдается ухудшение свободы прессы[29].

Также был нанесен ущерб Межамериканской ассоциации прессы (IAPA), о чем она сообщила в публикации Diario Hoy (2010). Три упомянутые выше группы были дисквалифицированы президентом Корреа Дельгадо.

Конечным результатом конфликта общественных и частный СМИ стала постоянная демонстрация президента и его группы власти - то, что Угол (2010) называет государством-коммуникатором, для которого важной целью является политика рекламного инвестирования.

На инвестирование в официальную рекламу государственных учреждений Правительство потратило $. 19.440.665, 20 в период январь - июнь 2011, согласно докладам Гражданского Участия (PC)[30].

В последующие месяцы они увеличились. В докладе, опубликованном Fundamedios и названным Слово Рота, Рикаурте (2009) взяв в качестве первичного источника до Infomedia-Ibope, отмечает, что Государство израсходовало $. 14.894,000 на рекламу. Цифры, которые превращают Государство в одно из самых лучших и крупных рекламодателей в стране.

А с другой стороны, коммерческие средства массовой информации ослаблены и в других случаях вовлечены в насильственные диспуты, (реплики/контра реплика), от чего страдает самое главное - качество информации и связь с простыми гражданами.

СМИ потеряли силы и имидж, в то время как Правительство подрывает их доверие. Пресса - это оппозиция, правительство-это и есть прогресс[31].

Дискурс журналистов из государственных средств массовой информации в Экваторе не обошел внимание недостаткам журналистики в странах Латинской Америки, среди которых следует выделить: приверженность официальным источникам, связь с экономическими и политическими группами, поверхностность, необоснованность и др.[32]

Эти недостатки подрывают миссию журналистики. Например, показательным примером можно назвать то, что восстание полиции 30 сентября 2010 года освещалось всего одним источником прессы.

Независимость государственных средств массовой информации является одной из тем, вызывающих основной конфликт в стране. Но этот недостаток также характерен для частных СМИ.

Так, большинство частных печатных СМИ стройными рядами голосуют против[33] предложений правительства почти на всех фронтах. Хочу отметить что все эти государственные средства массовой коммуникации объединяет тот факт, что они экономически зависят от государства. Еще важным моментом является то, что частные структуры в 2008 перешли к Правительству и стали общественными. Прежде всего речь идет о телекомпаниях, которые были захвачены у братьев Isaías Dassum из-за долга, который они имели перед государством в результате банкротства Filanbanco во время финансового кризиса 1999 года.

Эквадор ТВ

Это государственное телевидение (ECTV). Сеть эквадорского телевидения коммунальной услуги Эквадора установлена 26 октября 2007 благодаря обеспечению невозмещаемых фондов на сумму 5 миллионов долларов Банком Социального и Экономического Развития Венесуэлы (BANDES). Эквадор ТВ стал первым государственным телеканалом в Эквадоре, что явилось результатом предложения кампании, осуществленной экономистом Рафаэлем Корреа в течение предвыборной кампании, предшествующей его выбору на пост президента в 2006.

29 ноября 2007 года "Эквадор ТВ" начал свой тестовый сигнал связи с установкой Учредительного собрания в городе Альфаро в Монтекристи, провинция Манаби. Ранним утром первой трансляцией стало интервью с президентом Рафаэлем Корреа. И сразу после интервью Эквадор ТВ был охарактеризован как телеканал с самой передовой технологией, существующей в стране, свободным спутниковым вещанием и в режиме онлайн через Интернет для всего мира; его 25 ретрансляторов были завершены в марте 2008 года. Он стал самым молодым из всех национальных средств массовой информации государственным каналом.

Несмотря на то, что канал работает в качестве одной из государственной службы, направленной на то, чтобы вещать контент производителей из нескольких стран, включая США и Азию, Эквадор ТВ был квалифицирован противниками президента Рафаэля Корреа как инструмент пропаганды социализма XXI века в качестве средств источника для создания и приобретения оборудования, обучение и адаптации персонала.

Глава 3. Особенности национальных законодательств о средствах массовой информации в Эквадоре

3.1 Новая конституция 2008 Г.

В Эквадоре, как в других странах Латинской Америки, традиционные партии переносят серьезные электоральные неудачи. Избрание Рафаэля Корреа президентом Республики в январе 2007 г. породило кризис в данных партиях, так как кампания будущего президента основывалась на их критике, противопоставлении нелиберальной политике и предложении созвать новый референдум, чтобы выбрать Учредительное Собрание, которое бы написало новую Конституцию.

В апреле 2007 года была проведена Народная Консультация, по итогам которой были даны гарантии для созыва Учредительного Собрания и последующей подготовки проекта новой Конституции. 28 сентября 2008 г. по итогам референдума проект был поддержан 64 % голосовавших, и новая Конституция была принята.

Конституция 2008 г. - это политико-правовой акт, который по большей части сохраняет учреждения и права, которые значились в Конституции 1998 г., но также включает в себя замены и серию важных нововведений, которые будут указаны ниже.

Конституции Эквадора 2008 года состоит из 444 статей, разделённых на 9 разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на 93 подраздела и 40 глав. Также можно найти переходные положения, отменяющее положение и заключительное положение.[34]

В первом разделе Конституции даётся основное определение Эквадора и говорится о элементах состава Государства. Статьи 1 - 9 объединяют две главы. В первой главе рассматриваются принципы государства, форма правительства, устанавливаются первостепенные обязанности Государства и определяется Национальный суверенитет. Вторая глава устанавливает Гражданские права и обязанности.

Второй раздел посвящён Праву и включает статьи 10-83, объединённых в 9 глав. В разделе устанавливаются и признаются права человека со стороны Государства; определяются личные, социальные, культурные, экологические права; а также обязанности, которые граждане должны иметь при осуществлении своих прав. Статья 45 среди прочего, предусматривает то, что: "Государство признаёт и гарантирует жизнь, включая воспитание и защиту с момента зачатия."

О конституционных гарантиях пишется в третьем разделе, посвященному обеспечению прав, ранее установленных в настоящем законе. Статьи 84 -94.

Следующий раздел относится к участию и организации власти. В некоторых секторах поощряется участие граждан и осуществления народного суверенитета через контроль общественных организаций.

Шестой и седьмой разделы посвящены таким положениям, как: Территориальная организации, Право на развития (шанс расширить потенциальные возможности и способности человека в политической, социально-экономической, культурной и экологической областях), а также Право на хорошую жизнь (право на социальное жильё; на справедливость; на биологическое разнообразие, природные ресурсы, здравоохранение, образование, культуру и т. д.).

Восьмой раздел - "Международные Отношения" - устанавливает права на свободу передвижения и выбора места жительства, способствует экономической интеграции, политической адаптации к требованиям производства и др.

Последний раздел - "Верховенство Конституции" - определяет, что Конституция является высшим законом и имеет приоритет над любым другим законом правовой системы. Нормы и акты органов государственной власти должны следовать положениям Конституции; в противном случае они не будут иметь юридического значения.

Приход к власти Рафаэля Корреа в 2007 году и принятие конституции в 2008 году можно отметить как начало новой эры для Эквадора в областях коммуникаций. Началось постепенное сокращение финансовых полномочий частных лиц в средствах массовой информации и конфигурация государственного сектора (как мы увидим позже), практически отсутствующего раньше. В статье 312 новой конституции говорится, что «Организации или финансовые группы не могут обладать постоянными, полными или частичными долями участия на предприятиях, чуждых финансовой активности.

Организациям, финансовым группам и их законным представителям, членам совета директоров и акционерам запрещено участие в контроле капитала, владение средствами общественной коммуникации и инвестирование в них».

Третий подраздел Конституции посвящен «Коммуникации и информации". Обратимся к статье 19, которая даёт новое видение правительства на сектор. Статья гласит: "Закон должен регулировать преобладание контента с познавательным, учебным и культурным содержаниями в средствах массовой информации, а также поощрять создание пространств для распространения независимой национальной продукции.

Трансляция рекламы с элементами насилия, дискриминации, расизма, наркомании, сексизма, религиозной и политической нетерпимости, или любой другой, нарушающей права, запрещена ".

Для руководителей СМИ в статье 19 отмечается, что государство имеет право на прямое вмешательство в содержании текста и на его редактирование. Руководители отмечают, данная статья угрожает свободе выражения мнений. также важно подчеркнуть еще одну ключевую статью номер 16, где говорится, что все люди (индивидуально или коллективно) имеют право на свободную, межкультурную, инклюзивную и разнообразную информацию и могут участвовать во всех сферах социального взаимодействия, с помощью любых средств и в любой форме, на их родном языке или язык жестов для глухонемых.

Доступу к информации и праву на информацию посвящена и статья 18, которая гласит следующее: все люди (индивидуально или коллективно) имеют право искать, получать, передавать, производить и распространять достоверную информацию, своевременно проверенную и контекстуальную, без предварительной цензуры фактов, событий и процессов, представляющих общий интерес, и с последующей ответственностью.

В Конституции о свободном доступе к информации, поступающей от общественных или частных организаций, которые управляют государственные средства или выполняющих публичные функции, акцентируется, что там не будет тайна исключением информации, прямо установленные законом. В случае нарушения прав человека, не государственная организация, не может опровергнуть информацию.

В статье 20 государство дает гарантии на свободу совести (своих убеждений), право на профессиональную тайну и конфиденциальность источников тем, кто информирует, высказывает свое мнение через СМИ или другие формы общения, или работает в любой коммуникационной сфере.

Конституция 2008 имеет важное отличие от Конституции 1998, так как первая препятствует прямо монополистическому управлению в секторе. Таким образом, статья 17, гласит, что государство поощряет многочисленность и разнообразие коммуникации, а также гарантирует выделение денежных средств, через прозрачные методы и на равных условиях, государственным радиостанциям и телевидению, и сообществам, и гарантирует доступ к свободным диапазонам для использования беспроводных сетей.

Государство формирует облегченные условия для создания и укрепления общественных и частных СМИ и сообществ, и для всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям, особенно для людей и коллективов, которые испытывают недостаток в вышеупомянутом. Кроме того, из третьего пункта статьи 17 следует, что государство “не позволит олигополию или монополию, ни прямую, ни косвенную, на собственность СМИ и использование частот”.

Статья 312 новой Конституции затрагивает финансовые группы и вносит постепенные изменения до 20 октября 2010 года:

«Юридические и финансовые группы не могут обладать постоянными, полными или частичными долями в компаниях, выходящих за рамки финансовой деятельности. Финансовым группам, их законным представителям, членам совета директоров и акционерам запрещается участие в контроле капитала, инвестиций и наследия общественных СМИ ".

Этот конституционный стандарт должен выполняться в течение периода, указанного в переходном положении № 29.

Переходное положение 29 устанавливает, что “акционерные доли участия, которыми обладают юридические лица финансового сектора на предприятиях, чуждых данному сектору, должны отойти в сторону в течение 2 лет, начиная с вступления в силу данной Конституции”. Важным пунктом является то, что акционерные доли участия юридических лиц финансового сектора, его законных представителей и членов советов директоров и акционеров, связанные с общественными СМИ, должны будет отойти в сторону в течение 2 лет, начиная с вступления в силу данной Конституции.

Среди владельцев средств связи разворачиваются дебаты по поводу радиочастотного сектора. Они уверяют, что государство потребует часть доходов у радио и телеканалов, так как новая Конституция гласит, что радиочастотный спектр – это стратегическое не обновляемое имущество государства.

Статья 408 устанавливает, что все не возобновляемые природные ресурсы, и вообще продукты недр, минеральные и углеводородные месторождения, вещества, природа которых отличается от природной почвы, даже те, которые находятся в зонах, покрытых водами территориального моря и морских зонах; а также, биологическая вариативность и его генетическое имущество, и радиочастотный спектр, принадлежат государству. Эта собственность может эксплуатироваться в строгом исполнении природоохранных норм, установленных в Конституции.

Государство будет участвовать в прибыли от эксплуатации этих средств, в общей сумме, которая будет не ниже тех предприятий, которые их непосредственно эксплуатируют. Эта статья не означает раздел доходов со средствами связи. Интерпретация данной статьи, тем не менее, еще оставляет сомнения для предпринимателей, потому что у не нет юридического обоснования, так как новая Конституция не позволяет проводить реформы в ближайшие сроки.

3.2 Закон о Коммуникации 2013 Г.

После того как Рафаэль Корреа был избран на третий срок в феврале 2013 года, Ассамблея Эквадора принял новый Закон о Коммуникации 14 июня 2013 года. Цель принятого закона о коммуникации - произвести интерес различных секторов и организаций гражданского общества, связанных с коммуникацией.[35]

Национальные организации, такие как Национальный Координатор воспитательного и популярного Радио Эквадора, колледжи журналистов, факультеты журналистики в вузах, и международные организации CIESPAL, ALER и другие, объединились, чтобы обсудить и написать предложение законодательной инициативы.

Закон обсуждался и разрабатывался в течение четырёх лет и вызвал критику населения и оппозиционных партий.

Органический Закон о Коммуникации регулирует содержание радио- и аудиовизуальных пространств. Закон стремится к тому, чтобы национальный продукт имел бы то же пространство, что и интернациональный. Одновременно запрещаются сцены изображения насилия, пропаганда пороков, преступлений, использование унижающих обычаев, наркомания, сексизм. Также запрещается реклама сигарет и спиртных напитков с 06:00 до 22:00.

По мнению президента Рафаэля Корреа, СМИ перешли к демократизации и укреплению свободы выражения мнений, однако противники нынешнего правительства осуждают данный закон, считая, что он нарушает права журналистов и свободу мнения. Многие уже окрестили закон "драконовским".

Многие владельцы частных средств массовой информации, недовольные данным “драконовским законом”, утверждают, что он только ищет защиты интересов правительства. Озабоченность руководителей газет основывается на том, что этот закон позволяет любому правительству, нынешнему или будущему, влиять на содержание опубликованной информации. Кроме того, это обеспечение защиты профессиональной деятельности журналистов и самоцензура только негативно отразиться на журналистах из-за их страха подвергнуться наказанию.

Во всемирном докладе Эквадора 2014 г. обращается внимание на Закон о Коммуникации и подчеркивается, что содержащие его положения невелики для угрозы последующих уголовных дел и действия цензуры. Конституционным правом на получение информации “подтвержденной, проверенной, точной и на английском как на втором языке”, закон открывает двери для цензуры, так как дает государству или судье право решать, является ли информация достоверной.

По словам организации Human Rights Watch ("Страж прав человека" - государственный орган регулирования, уполномоченного по информации и коммуникации), можно установить, что руководители СМИ должны исправлять, просить прощение и публично опровергать информацию, доказанную как достоверную, а также платить штрафы в случае повторения инцидентов, подвергаться правовым мерам против них.[36]

Кроме того, закон дает правительству чрезвычайно широкие полномочия органов регулирования, что может серьезно ограничить свободу выражения мнений в определении социальной коммуникации через средства массовой информации. “Государственная служба” должна обеспечить “ответственность и качество”, “вклад в качество жизни людей”.

В Законе коммуникации есть еще важные пункты, которые хотелось бы отметить: если говорить о распределении частот, то они в Эквадоре классифицируется по трем группам: общинные, государственные и частные СМИ.

Закон предусматривает новое распределение частот и лицензий на радио и телевидении, предоставляя 34% для общинных СМИ, 33% для государственного сектора и 33% для частных некоммерческих организаций. Частный сектор сейчас контролирует 85,5% радио частот и 71% телевещания.

В этом законе предусматривается, что реклама должна быть произведена физическими и юридическими лицами в Эквадоре, в последнем случае, количество людей, задействованных в её реализации и производстве, должно составлять по меньшей мере 80% граждан Эквадора или иностранцев, проживавших в стране.

Создается Комитет Регулирования и Развития Коммуникации, целью которого является обеспечение прав коммуникации и информации, и слежение за их выполнением. Он является связующим звеном в отношениях между государством и общества в разработке и реализации планов государственных СМИ.

Также создается Управление по вопросам Информации и Коммуникации, как организация технического мониторинга, аудита, вмешательства и контроля.

Владельцы средств массовой информации несут ответственность за содержание информации и за ее познавательный и оздоровительный характер в соответствии с положениями настоящего закона и Конституции.

Положительными аспектами закона можно отметить то, что он ограничивает монополию и олигополию (статья 113) и гарантирует большее разнообразие и множественность голосов в общественной сфере.

Отныне СМИ обязаны распространять информацию, которая выражает и отражает мировоззрение, культуру, традиции, знания коренных народов и национальностей, существующих в Эквадоре. Закон также гарантирует включение лиц с ограниченными возможностями посредством различных мер (статье 37). Граждане имеют больше гарантий для доступа к информации и ее качеству. Работникам средств массовой информации гарантируются лучшие условия труда, с соблюдением их трудовых прав.

Статья 35 дает всем людям право на всеобщий доступ к технологиям, информации и связи, а также право на повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего осуществления их прав и возможностей развития. Таким образом, государство проводит политику, чтобы у всех был доступ в Интернет и к другим технологиям, или возможность иметь свои собственные средства массовой информации.

Наконец, культурное разнообразие «Эквадорской» имеет широкое присутствие в СМИ. В отношении программы масс медиа закон устанавливает, что не менее 60% ежедневной сетки вещания в рабочее время, предназначенного для семейного просмотра пойдет на распространения информации отечественного производства, в том числе 10% независимого национального производства. Национальная музыка также должна представлять 50% от музыки контента.

Отныне, согласно Закону о СМИ (статья 17), особое внимание в средствах массовой информации в приоритетном порядке будет уделено правам детей и подростков. Граждане отныне могут рассчитывать на новый правовой механизм, который защитит их от возможных актов клеветы, оскорблений, ущемления достоинства (личного и коллективного) в распространяемых средствах массовой информации.

С моей точки зрения, Закон о Коммуникации должен гарантировать права граждан и регулирование участия граждан в данной сфере, потому что все законы имеют как положительные аспекты, так и проблемные пункты. Среди проблемных точек я выделяю:

В статье 83 разрешается создание общественных СМИ официального статуса, что является противоречием, потому что государственное СМИ, по определению и по финансированию за счет налогоплательщиков, должно иметь плюралистическое призвание и независимую редакционную линию.

В любом случае, важно будет установить квоты или другие механизмы, чтобы гарантировать, что большинство частот от 33%, которые соответствуют государственному сектору от бывших групп ISAIAS, не были бы переданы в управление не официальным общественным СМИ.

В статье 20 речь идет об ответственности дальнейшей массовой информации. Статья гласит, что лица, пишущие комментарии на сайтах СМИ, должны быть надлежащим образом идентифицированы. Такое положение явно влияет на анонимность в интернете, основополагающий элемент свободы выражения мнений в Интернете. Кроме того, частная жизнь пользователей может быть скомпрометирована, поскольку не установлено, каким именно образом СМИ будут распоряжаться персональными данными, которые они будут обязаны запрашивать. Разделение информации, поступающей от СМИ, и отзывы от частных лиц, является достаточным для разделения ответственностей.

Статья 26 о “линчевание в СМИ”, хотя и направлена на решение реальной проблемы, оказывается неоднозначной в ее разработке. Необходимо регулирование, четкое указание, какие случаи могут рассматриваться в соответствии с этой статьей, чтобы не отбирать роль журналистских расследований в делах, вызывающих общественный интерес.

В статье 42 говорится об обязательном высшем образовании для лиц, осуществляющих журналистские задачи постоянного характера.

Эквадор имеет исторический шанс для демократизации коммуникации. Граждане будут заботиться о добросовестном исполнении статей, её гарантирующих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.

Затяжной банковский кризис 1999 – 2001 гг., который перерос в кризис финансовой системы Эквадора, обострил экономическое и политическое положение в стране, социальные проблемы в обществе, вызвал небывалый кризис средств массовой информации Эквадора. Ряд крупных медийных компаний был разорен, владельцы ряда из них, связанные с финансовой олигархией, были вынуждены эмигрировать. Доверие граждан страны к СМИ, принадлежавшим крупным владельцам, было подорвано, а сами публичные фигуры, связанные как со СМИ, так и с государством, были скомпроментированы.

В первое десятилетие XXI в. перед СМИ Эквадора встала сложная задача обрести финансовое равновесие, вернуть доверие граждан, найти новую модель функционирования в обществе, взаимодействия с властью.

Во многом эти задачи начали решаться после избрания на пост президента Рафаэля Корреа в 2009 г. В стране была реформирована Конституция, был принят новый закон о коммуникациях. В результате данных преобразований возросла роль государства. Которое поставило целью избавиться от наиболее одиозных черт сверхкоммерциализированных СМИ, находящихся под влиянием банковских групп. В период президентства Р. Корреа СМИ начали играть более значительную роль в деле разоблачения коррупции, установлении доверия между обществом и властью. Начала возрастать образовательная роль СМИ.

Система СМИ современного Эквадора развивается под влиянием общемировых тенденций. Роль печатной прессы сохраняется, но ее решительно вытесняют Интернет-издания, современное цифровое теле- и радиовещание. Возрастает роль «новых» медиа, в особенности социальных сетей.

СМИ Эквадора – это динамично развивающаяся система, которая характеризуется противоречивыми тенденциями: с одной стороны, возрастает регулирующая роль государства, с другой – идет непрерывное развитие современных коммерческих масс-медиа цифровой эпохи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Abad Gustavo, El periodismo olvidado. Las instituciones mediáticas ante la rebelión de las audiencias, UASB, Quito 2006, 27 pp.

2. Abad Gustavo, Reporteros: Cultura política, censura y autocensura, FACSO, Quito 2010, 43 pp.

3. Abad, Gustavo. Articulo analitico “Surge la autoconvocatoria”, El Universo, 16 de abril de 2005.

4. Agencia de Regulacion y Control de las Telecomunicaciones CONARTEL

5. Alfonzo, Alfredo, La televisión en América Latina y el Caribe: 40 años después. Presentación al XII Festival Internacional del Nuevo Cine Latinoamericano. La Habana 1990.

6. Asamblea Nacional Constituyente 2008b. Ley de Contratación Pública. Decreto Nro. 1793.

7. Asamblea Nacional Constituyente.Constitución de la República del Ecuador 2008 a. Artículo Nro. 312.

8. Asamblea Nacional, Quito: Leyes básicas y Proyecto de Ley Orgánica de Comunicación.

9. Asociación Ecuatoriana de Editores de Periódicos, AEDEP,

10. Ayala Marín Alexandra, Percepción de los medios públicos en Ecuador. Quito: Ciespal 2009. 30p.

11. Becerra Martín y Mastrini Guillermo, Transformación en el sistema de medios en la Argentina del Siglo XXI. Buenos Aires 2011.

12. Campos Francisco, Articulo en la Revista Latina de Comunicación Social; “El futuro de la TV europea es híbrido, convergente y cada vez menos público”, 2013.

13. Casero Andreu, El control político de la información periodística. RLCS. Revista Latina de Comunicación Social 2009.

14. Chasqui, Revista latinoamericana de Comunicación, CIESPAL, Quito 2011. 5.

15. Checa Godoy Antonio, Articulo: “La Banca y la propiedad de los medios: el caso de Ecuador”. Revista Latina de Comunicación Social 2012.

16. Comisión para la auditoría de las concesiones de las frecuencias de Radio y Televisión, Informe definitivo y recomendaciones, Quito 2009.

17. Consejo Nacional de Radiodifusión y Televisión (Conartel), Medios de Comunicacion, Ecuador 2006.

18. Constitucion de la Republica del Ecuador 2008

19. Correa Rafael, Ecuador: De Banana Republic a la No República, Debate, Bogotá 2009.

20. Couldry, Nick y Curran James (2003). Contesting Media Power: Alternative Media in a Networked World. Rowman y Littlefield Publishers. Inc. Estados Unidos.

21. Diario HOY 2011. “Publicidad crecería para 2012”,4p http://www.hoy.com.ec/noticias-ecuador/publicidad-creceria-para-2012-515724.html

22. Diario HOY 2013, Articulo; «Ecuador eleva presiones sobre los medios»,3p http://www.explored.com.ec/noticias-ecuador/sip-ecuador-eleva-presiones-sobre-los-medios- 440538.html

23. Dries, Josephine y Woldt, Runar ,The Role of Public Service Broadcasting in the information society. Dsseldorf: European Institute for the Media. Estados Unidos 1996.

24. Fox, Elizabeth y Waisbordm, Silvio. Latin politics, global media. University of Texas Press. Estados Unidos 2002. 15p.

25. Fundamedios, “La palabra rota. Seis investigaciones sobre el periodismo ecuatoriano “. Ecuador 2009.10p

26. Galarza Teodoro, Tesis doctoral en Estrategias interactivas en la radio comunitaria educativa. El caso IRFEYAL , Universidad Autónoma, Barcelona, 2003- 533 pp.

27. García Duarte Alfredo, Sistemas informativos en América Latina, Universidad católica de la Santísima Concepción/RIL editores, Santiago de Chile 2009,208 pp.

28. Instituto Nacional de Estadisticas y Censos- INEC, Estudio de Tendencia y perfil de Desempleo 1990-2005, Ecuador 2006,25p

29. Isch Gustavo, De la guerra de guerrillas a la guarra de cuartillas. Ciespal. Ecuador 2012.

30. Kovach Bill, “Elementos del periodismo”. Ediciones El País. Santillana. México 2004.

31. León, Oswaldo, “Ecuador: elecciones, medios y democracia”, en Chasqui, Quito, 2007 nº 97, 7 pp.

32. Ley Organica de Comunicacion Ecuador- 2013

33. Luis Ramiro Beltrán. La Comunicación antes de Colón. Tipos y formas en Mesoamérica y los Andes. Bolivia, 2008.

34. Medina, Mercedes y Ojer, Teresa, “Valoración del servicio público de televisión. Comparación entre la BBC y TVE. RLCS”, Revista Latina de Comunicación Social 2013.

35. Mora E.A., La Prensa en la historia del Ecuador: Una breve visión general. Quito, 2012.35p

36. Navarro, Fidela y Villanueva Ernesto, Medios de servicio público y transparencia: análisis y medición de su desempeño. Ediciones Ciespal. México 2010.

37. Porras Barrenechea Raul, Libro “El periodismo en Perú. 130 años de periódicos en los años 1791−1921” // Revista Mundial, 1921. P. 4.

38. Punín María, “Rafael Correa y la prensa ecuatoriana. Una relación de intrigas y odios”. Revista RAZóN Y PALABRA. Volumen 75. Febrero/ Abril 2011 Ecuador. (Pp. 1-13)

39. Querejeta Alejandro, Periodismo: la polémica especificidad latinoamericana. Revista Latina de Comunicación CHASQUI. No.108. Ecuador 2009. (Pp. 34-37).

40. Ramonet, Ignacio. La tiranía de la comunicación, Barcelona, editorial Debate, 2002.

41. Registro Oficial, Organo del Gobierno del Ecuador, www.registroficial.gob.ec

42. Reig Ramón, El periodista en la telaraña. Nueva economía, comunicación, periodismo, públicos. Rubí: Anthropos. España 2007.

43. Ricaute César: “Los medios públicos deberían ser más controlados”. Diario La Hora 2011.

44. Rincón, Omar. Por qué nos odian tanto? Estado y medios de comunicación en América Latina. Centro de competencia en comunicación para América Latina. Bogotá 2010.

45. Rodriguez Araujo Octavio, México, ¿un nuevo régimen político? México, Siglo XXI, México 2009.

46. RTVECUADOR, Television y Radio Ecuador E.P, www.ecuadortv.com.

47. Sánchez, Juan, El reto de las televisiones públicas en Europa. Las estrategias de la BBC y de RTVE. Revista TELOS. Volumen, No. 68. Venezuela 2006.

48. Secretaría Nacional de comunicación, El Ciudadano, http://www.elciudadano.gob.ec/.

49. Souza Boaventura, Hablemos del Socialismo del Buen Vivir. http://www.plataformabuenvivir.com/2011/07/souza-santos-socialismo-buen-vivir/.

50. UNESCO, Análisis del Desarrollo Mediático en Ecuador-2011 (primera edición). Editorial Casa Unesco. Ecuador.

51. Vidales Carlos, Articulo “Prensa y literatura en Colombia durante el primer siglo de periodismo (1785−1900)”, 2005.

52. Walton Mary y Layton Charles, El periodismo Ecuatoriano bajo el microscopio. En: La Banca y la propiedad de los medios: el caso de Ecuador, en Revista Latina de Comunicación Social.

53. История литератур Латинской Америки. Конец XIX - начало XX века. М., 1994.

54. История литератур Латинской Америки. От Войны за независимость до завершения национальной государственной консолидации (1810-1870-е годы). М., 1988.

55. История литератур Латинской Америки. От древнейших времен до начала Войны за независимость. М., 1985.

56. Культура Латинской Америки. Энциклопедия. М., 2000.

57. Листов В. Отавало идет по экватору. М., 1987.

58. Марчук Н.Н. Либеральные реформы и война за независимость Латинской Америки. М., 1999.

59. Марчук Н.Н., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). М., 2005.

60. Пашков Г.Н., Сбруев В.В. Возникновение и развитие печати Испании и ее колоний. М., 1987.

61. Расторгуева Н.Е., Сбруев В.В. процессы концентрации и монополизации средств массовой информации стран Латинской Америки (ХХ век)

62. Сбруев В.В. Возникновение и развитие прогрессивной печати в Южной Америке (Аргентина, Чили, Уругвай). М., 1989.

63. Сбруев, В.В. Журналистика Латинской Америки от первой газеты до начала концентрации и монополизации СМИ: Монография. М., 2008.

Интернет-источники

64. www.nodo50.org/opcion/75/especial

65. www.ecuadorinmediato.com

66. www.elecuatoriano.com

67. www.elmorlaco.com

68. www.hoy.com.ec/noticias-ecuador/publicidad-creceria-para-2012-515724.html

69. www.hrw.org/es/world-report/2014/country-chapters/122004

70. www.larazonecuador.com

71. www.medioslatinos.com/modules/news/article.php?storyid=3793

72. www.offnews.info/transparencia/ecuador_prensa.htm

73. www.sipiapa.com/v4/index.php?page=det_informe&asamblea=24&infoid=374&idioma=sp

74. www.studiofutbol.com.ec

75. www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/ecuador/ecuador_constitucionpo_08_spaorof

76. www.aedep.org.ec/paginas/aedep75a.htm

77. www.expreso.ec/ediciones/2009/06/21/actualidad/el-presidente-firma-decreto-quereforma-la-contratacion/default.asp?fecha=2009/06/21

78. www.foropolitecnico.org/2009/12/¿quienes–son–el–poder–detras–del–poder–de–los–medios

ПРИЛОЖЕНИЯ

Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten

Рис.1. Рассчитано и составлено по источнику Национальный Институт Статистики и Цензов Эквадора- INEC

Таблица 1

Сопоставление эквадорских банков и СМИ (1999-2011).

Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten

Таблица 2

Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten

Источник: Ассоциация Издателей Газет (AEDEP).

*Исчезнувшие газеты с 2006 до 2010 г.

Таблица 3

СВОДКА ОБЗОР РАДИО 2009

Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten

ИСТОЧНИК: CONARTEL

Таблица 4

Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten

ИСТОЧНИК: АССОЦИАЦИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ ГАЗЕТ (AEDEP)

Таблица 5

КАТЕГОРИИ И СЕГМЕНТЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ ТВ ЭКВАДОР

Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten

Источник: www.ecuadortv.com

[1] Эта благоприятная ситуация портилась постепенно за первое десятилетие XXI века. В сентябре 2002 г. Эквадорская Ассоциация Издателей Газет (AEDEP, основанная в 1985 году), представляет проект конституционного закона для распространения и доступа к публичной информации. Несколько месяцев спустя премьер-министр объявляет о вступлении в силу закона о диффамации, в котором СМИ увидели официальное противодействие своей информационной деятельности. В конце 2005 г. правительство объявляет реформу Уголовного кодекса, которая включает особые положения для ограничения свободы самовыражения. В 2002 году закрываются несколько радиостанций, как например, радио La Jungla «из-за гражданского неповиновения». В мае 2005 г. директор радиостанции La Luna Франсиско Веласко, принимает решение покинуть страну после полученных угроз из-за высказываний за отставку президента Лусио Гутиерреса. Через несколько дней правительство заявляет публично, что защитит жизнь журналиста, и он должен вернуться в страну. В феврале 2006 г. убиты два журналиста в Гуаякиле. Убийство квалифицируется как кража мобильного телефона, хотя и не говорится, что журналисты погибли вследствие их профессиональной деятельности. Конфликтность в сфере масс-медиа сильно увеличилась с 2008 года.

[2] Детальный анализ эквадорского кризиса и его связи со СМИ и банками. Vivanco Mendieta, Jorge (2002), "Ecuador, el papel de los medios frente a la corrupción" на сайте www.offnews.info/transparencia/ecuador_prensa.htm. Консультация от 20 февраля 2011. Виванко Хорхе - заместитель директора газеты Expreso в Гуаякиле и заслуженный борец против коррупции в стране.

[3] - См. Daniel López Jiménez y otros (2009), "Ecuador", при редакции Alfredo García Duarte "Sistemas informativos en America Latina", Universidad católica de la Santisima Concepción/RIL, Santiago de Chile, стр. 75–105

[4] El Comercio, Кито, 7 марта 2002.

[5] - Критическое равновесие в журнале левых сил Кито Выпуск №75. Также Franklin Falconi (2004): “¿Quiénes son el poder detrás del poder de los medios?”, доступный на http://www.nodo50.org/opcion/75/especial и на www.foropolitecnico.org/2009/12/¿quienes–son–el–poder–detras–del–poder–de–los–medios. Консультация 23 сентября 2011

[6] Про активность радиостанции в этой конъюнктуре см: Mármol José Nelson (2005) “La radio que tumbó al presidente”, доступно в http://www.libertad–prensa.org. Консультация 20 февраля 2011

[7] Комиссия по консессиям частот Радио и Телевидения (2009), Окончательный Доклад и рекомендации, Кито, стр. 254–255

[8] См. Gustavo Cardoso (2000), "Radio en Internet y migración en Ecuador", доступно на http://www.comunica.org/tampa/docs/cardoso.doc. Консультация от 26 сентября 2011. Относится прежде всего к радиостанциям в провинции Азуай и г. Куэнки

[9] Закон Радио и Телевидения 1995 года чётко ограничивает интересы коммерческого радио, запрещает радиостанциям иметь рекламу, вынуждает транслировать обучающее содержание и ограничивает свободу инициативы.

[10] Синтетический взгляд на радио в Эквадоре. Fernando Astudillo Campos (2007), “Radio en Ecuador”, с поддержкой Arturo Merayo, La radio en Iberoamérica, Comunicación Social, Sevilla, стр. 191–201

[11] María Isabel Punín Larrea, 2011

[12] У Группы Isaías были кофискованы следующие средства массовой информации: TC Televisión, Gama TV, Htv, TV Cable, национальные кабельные телеканалы CN3 и CD7. Кроме того, TC Radio, Radio Súper K800 и журналы El Agro, La Onda, Valles и Samborondón издательства Уминаса.

[13] "Сегодня на пост вице-президента новостного отдела TC Television был назначен Хосе Толедо. По его словам, целью назначения является обеспечение гарантий стабильности работникам штата для того, чтобы те могли представлять информацию как положено"- фрагмент из информационной статья газеты Diario El Universo от 8 июля 2008 вслед за конфискацией TC Television.

[14] SIP, Майами. Международное заявление для СМИ. 9 июля 2008.

[15] http://www.medioslatinos.com/modules/news/article.php?storyid=3793 . Заявление Сесара Рикауте, компания Фундамедиос. от 15 декабря 2010

[16] http://www.sipiapa.com/v4/index.php?page=det_informe&asamblea=24&infoid=374&idioma=sp - заявление SIP по поводу ситуации в Эквадоре. 26 ноября 2010

[17] цитата из Официального Бюллетеня AEDEP. http://www.aedep.org.ec/paginas/aedep75a.htm. от 11 декабря 2010

[18] http://www.expreso.ec/ediciones/2009/06/21/actualidad/el-presidente-firma-decreto-quereforma-la-contratacion/default.asp?fecha=2009/06/21 13 декабря 2010

[19] Navarro y Villanueva, 2010

[20] Dries и Woldt, 1996

[21] Санчес, 2006; Araujo, 2009; Бесерра и Mastrini, 2011

[22] Альфонсо,1990

[23] Fox и Waisbord, 2002

[24] Из репортажа Superintendencia de Compañías (SUPERTEL) следует, что в Эквадоре существуют 1.169 радиостанций. Репортаж был проведен в марте 2012 года Частным Техническим Университетом горада Лоха (UTPL)

[25] Fundamedios - организация, объединяющая журналистов и прессу. В Эквадоре с 2004 года. Выступает за свободу слова. www.fundamedios.org

[26] Abad, 2011

[27] Братья Исаиас являлись акционерами банка Filanbanco и 16 средствами массовой информации, среди которых Gamavision и TC Television, наиболее популярные у эквадорцев. Группа Аспиасу Семанарьо владела Банком Прогресса и ежедневной газетой El Telegrafo, старейшим национальным СМИ.

[28] Ринкон, 2010

[29] Fundamedios, 2009

[30] Полную заметку можно найти по ссылке: http://www.hoy.com.ec/noticias-ecuador/publicidad-creceria-para-2012-515724.html от 4 апреля 2012

[31] Букеты, 2010: 209

[32] Querejeta, 2009

[33] Abad, 2009

[34] Полную информацию можно найти по ссылке: http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/ecuador/ecuador_constitucionpo_08_spaorof

[35] Полная версия Закона о Коммуникации http://www.hrw.org/es/world-report/2014/country-chapters/122004

[36] Доклад о Эквадоре Human Rights Watch http://www.hrw.org/es/world-report/2014/country-chapters/122004

Details

Pages
65
Year
2015
File size
1.4 MB
Language
Russian
Catalog Number
v418211
Institution / College
Peoples' Friendship University of Russia
Grade
5/5
Tags
функционирования средств

Author

Share

Previous

Title: Особенности функционирования средств массовой информации Эквадора в первом десятилетии XXI века